Н

«Наливом»
Бестарная перевозка жидкого груза (нефти и нефтепродуктов, масел, спирта, жиров и т.п.) в специализированных транспортных средствах — наливных судах (танкерах), железнодорожных и автомобильных цистернах.

На плаву (англ. Afloat).
Фрахтователь должен направить судно в порты, где под килем будет запас воды в загруженном состоянии.

На усмотрение судовладельцев (англ. Subject to owners approval).
Такая пометка обычно делается на таймшитах, когда они подписываются «под протестом». В результате за судовладельцами сохраняют право вернуться к спорным вопросам после их подписания.

Набор (комплект).
Некоторое число единиц складского хранения, которые поставляются или используются как один предмет под своим собственным идентификационным номером.

Навалом.
Бестарная перевозка массовых грузов, прежде всего сырья: руды, угля, песка, металлолома, макулатуры и т.п.

Навалочный/насыпной груз.
Груз, перевозимый без упаковки, «навалом», «насыпью" или россыпью (руда, уголь, зерно, удобрения и т.д.).

Навигационный период (англ. navigation period).
Календарное время, в течение которого эксплуатируется речной флот. Определяется с момента выхода судов с зимнего отстоя до постановки их на следующий зимний отстой.

Название семейства марок.
Марочное название, которое используется для всех товаров, входящих в определенный товарный ассортимент компании.

Накладная (англ. invoice, delivering slip).
Документ, которым оформляется отпуск и прием различных товаров, а также перевозка грузов. Регулирует отношения между отправителем, перевозчиком и получателем груза.

Накладная международных сообщений.
Документ, которым оформляется груз при международной перевозке.

Накладная товарно-транспортная.
Договор перевозки груза автомобильным транспортом.

Накладные расходы (англ. Overhead).
Косвенные издержки по ведению бизнеса, не связанные непосредственно с конкретной единицей проданного товара или услугой. Например, заработная плата производственных рабочих и стоимость материалов являются прямыми издержками, а электроэнергия, страхование и пособия, выплачиваемые рабочим, являются накладными расходами. Используя отношение накладных расходов к затратам по оплате труда, бухгалтеры стараются, когда это возможно, распределить накладные расходы по стоимости проданных товаров.

Наличный рынок (англ. Cash market; Spot market).
Рынок с немедленной поставкой товаров или инвестиционных инструментов после оплаты.

Налог на фрахт (англ. Taxes on freight).
В некоторых странах узаконен денежный сбор с суммы фрахта.

Налог с оборота (англ. Turnover tax; Sales tax).
Налог в виде процента от цены товаров произведенных внутри страны, взимаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. В некоторых случаях налог с оборота взимается с импортных товаров. Разновидностью налога с оборота является налог на добавленную стоимость.

Напоминающая реклама.
Реклама, направленная на то, чтобы заставить потребителя вспомнить о товаре. Напоминающая реклама приобретает особую значимость на этапе зрелости товара.

Наращивание.
Стратегия управления товарами, которую выбирает компания с целью увеличения объемов сбыта и доли рынка данного товара.

Народный магазин (англ. Public shop).
Правовая форма кооперативного магазина, организованная на паевые взносы населения. Организация народного магазина предполагает получение лицензии. В народном магазине каждый пайщик (при паевом взносе, большим установленного процента) получают скидку с цены и процент с пая.

Наружная реклама.
Рекламные средства в виде вывесок, наружных плакатов, щитов, перетяжек, витрин, козырьков, световых установок на зданиях, улицах и обочинах дороги. Наружная реклама содержит и использует лаконичный запоминающийся текст, рисунок.

Настенный плакат (англ. Wall banner).
Рекламный плакат (англ. banner), который вешается на стену.

«Наступательная война» (англ. Offensive warfare).
Рыночная стратегия, при которой находящаяся на вторых или третьих ролях компания начинает атаковать конкурентного лидера рынка.
Наступательная война отличается от оборонительной (defensive waif are) тем, что при последней лидер защищает свои позиции, тогда как при наступательной войне бросивший вызов атакует рыночного лидера. Существует пять основных наступательных стратегий:
фронтальная атака, при которой бросивший вызов атакует сильные позиции конкурента, стараясь повторить его продукцию, цены, рекламу и распределение;
фланговая атака, при которой бросивший вызов атакует слабые места лидера, заполняя упущенные им сегменты рынка или выбрасывая высококачественный товар там, где позиции товара лидера слабы;
окружение, при котором бросивший вызов атакует со всех направлений;
обходной маневр, не являющийся прямой атакой, при котором бросивший вызов обходит лидера и направляет свои усилия на более легкий рынок в надежде, что спрос на его товар превзойдет спрос на товар конкурента;
партизанская атака, при которой бросивший вызов периодически осуществляет короткие атаки, снижая цены, осуществляя мощные или концентрированные рекламные атаки в надежде в конце концов завоевать постоянные и устойчивые позиции на рынке.

Нацеленность на нишу.
Конкуренция на одном отдельном сегменте рынка (так называемой рыночной нише). Иногда говорят также о занятии или заполнении ниши.

Наценка (англ. Addition; Increase of price; Markup).
В розничной торговле — повышение цен на товары, приобретенные в системе оптовой торговли, с целью компенсации торговых услуг.

Невидимая торговля (англ. Invisible trade).
Операции по купле-продаже услуг, оказываемых транспортом по перевозке товаров других стран;
— страховые и финансово-кредитные операции;
— сдача в аренду оборудования;
— организация иностранного туризма и т.п.

Невидимый экспорт/импорт (англ. Invisible exports/import).
Банковские операции, страхование, туризм и другие услуги, которые не регистрируются при пересечении границы.

Негабаритный груз.
Грузовые места, размеры которых превышают габариты, допустимые при обычных перевозках. Порядок предъявления и перевозки негабаритных грузов определяется специальными правилами и тарифами

Негоциант (англ. Negotiant).
Оптовый купец, ведущий крупные (международные) торговые сделки.

Недифференциальный маркетинг (англ. Undifferentiatcd marketing).
Метод охвата рынка (market coverage), при котором компания игнорирует различия внутри рынка и стремится привлечь весь рынок единственным ассортиментом продукции с использованием одной рыночной стратегии. Недифференциальный маркетинг основывается на массовом распределении и массовой рекламе, стремясь создать самый лучший образ продукции в сознании потребителей. Такой метод экономически эффективен, так как только один ассортимент продукции производится, хранится, распределяется и рекламируется. Кроме того, отсутствие необходимости в изучении сегментации рынка снижает затраты на исследования потребителей (consumer research) и управление потоками продукции. См. также concentrated marketing, differentiated marketing, mass market.

Недобросовестная конкуренция (англ. Unfair competition Unfair competition).
1) нарушение общепринятых правил и норм конкуренции:
2) демпинг;
3) установление дискриминационных цен или контроля за деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;
4) экономический шпионаж;
5) тайный сговор на торгах и создание тайных картелей;
6) подделка продукции конкурентов;
7) ложная информация и реклама;
8) махинации с деловой отчетностью;
9) нарушение качества, стандартов и условий поставки продукции;
10) коррупция и др.

Недопоставка (англ. Short shipment).
Поставка товара, выполненная не в полном объеме.

Недостоверная реклама.
Реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении характеристик товара, наличия товаров на рынке, стоимости товара, гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности и т.п.

Независимо от того, использовано оно или нет (англ. Whether used or not).
Счет сталийного времени начинается после прибытия судна в порт после подачи извещения о готовности с учетом чартерных условий.

Нейминг (англ. To name).
Комплекс работ, связанных с созданием звучных, запоминающихся и точных названий для предприятий, проектов и Интернет-сайтов.

Немедленная поставка (англ. Immediate; Prompt shipment).
Поставка, которая должна быть осуществлена в течение относительно короткого периода после заключения договора. Считается, что в этом случае продавец либо располагает наличным товаром, находящимся на складе, либо может обеспечить срочное его изготовление.

Ненадлежащая реклама.
В РФ — недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ.

Неон.
Инертный газ. Используется в газосветной рекламе.

Непреодолимая сила.
См. Форс-мажор

Непрямая погрузка.
Погрузка с перевалкой на склад, возникающая в случае, когда судно или другой вид транспорта задерживаются с подходом и груз их ожидает (например, на лихтерах) и грузоотправитель принимает решение о выгрузке груза на склад до подхода судна (вагона, автомобиля).

Нерезиденты (англ. non-residents).
Иностранные граждане, лица без гражданства, юридические (созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами данной страны, а также их филиалы и представительства, находящиеся в стране) и физические лица данной страны, имеющие постоянное местожительство (местопребывание) за границей.

Несвязная потребность.
Обозначение систем инвентарного управления для описания ситуации, когда требование на один предмет никак не связано с требованиями на любые другие предметы. Изменения потребности образуются в результате колебаний рыночного спроса.

Несовершенная конкуренция (англ. Imperfect competition).
Конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. При несовершенной конкуренции затруднены вступление в рынок и выход из рынка, ограничен доступ к информации.

Нестационарная торговая сеть.
Торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли. Нестационарную торговую сеть представляют палатки, автолавки, автоцистерны и т.п.

Нетарифные ограничения (англ. Non-tariff barriers; Non-tariff restrict).
Система административных и экономических мер, применяемых государством в целях регулирования ввоза и вывоза товаров, в том числе: количественные ограничения ввоза, лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, импортные сборы, таможенные формальности и др.

Нетто.
Чистая масса (вес) товара без упаковки

Неустойчивость цен (англ. Volatility).
Разброс цен на рынке и их движения в пределах этого разброса. Обычно неустойчивость цен выражается в процентах.

Неценовая конкуренция (англ. not price competition).
Конкуренция, основанная на предложении товара более высокого качества, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.

Нечестная конкуренция.
Конкуренция, осуществляемая в рамках закона, но выходящая за пределы этических норм, деловых обычаев, правил и традиций.

«Нечистый» коносамент.
Коносамент в котором сделаны оговорки о состоянии (качестве) перевозимого товара, груза.

Неэтичная реклама.
В РФ — реклама, которая:
— содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов;
— порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
— порочит государственные символы, национальную валюту РФ или иного государства, религиозные символы;
— порочит физическое или юридическое лицо, деятельность, профессию, товар.

НОборотный коносамент.
Коносамент, составленный на предъявителя или на приказ поименованного в нем лица. Держатель оборотного коносамента имеет право собственности на грузы и право на их выдачу по условиям документа.

Норматив обеспеченности населения торговой площадью.
Показатель, выраженный установленной торговой площадью на 1000 жителей.

Нормативная цена (англ. Standard price).
Цена, устанавливаемая на определенный период в соответствии с предполагаемой ценой приобретения. Нетарифные барьеры.

Нормы естественной убыли.
Размер допустимых естественных потерь в массе или объеме перевозимых грузов под воздействием естественных причин (усушки, утечки, утруски) в условиях нормального технологического процесса их хранения, перевалки и транспортировки, в пределах которых перевозчик не несет ответственности за недостачу (см. также Естественная убыль груза). Нормы естественной убыли для различных грузов обычно зависят от расстояния перевозки, количества перевалок, вида тары и времени года и исчисляются отдельно по каждому виду транспорта, участвующему в перевозке.

Нормы погрузки-выгрузки.
Договорные или нормативные условия, определяющие количество единиц, массы или объема груза, подлежащего погрузке или выгрузке за единицу времени (обычно день или сутки); устанавливаются в целом для судна или на каждый его рабочий люк. Нормы погрузки и выгрузки при внешнеторговых перевозках обычно фиксируются в чартере в единицах массы или объема груза за единицу времени или дается указание, что грузовые операции должны производиться по обычаям портов либо «как обычно», либо «с обычной скоростью», либо «так быстро, как судно может принимать / сдавать груз». При перевозке грузов «навалом» продолжительность стояночного времени судна под грузовыми операциями часто определяется в виде определенного количества дней и часов, отводимых под всю операцию (погрузка, выгрузка). При этом нормы погрузки-выгрузки особо не оговариваются. Для танкеров время погрузки и выгрузки объединяется и исчисляется в часах в зависимости от размера судна.

Нотисы (англ. notice).
а) о предполагаемом времени прибытия судна в порт (notice of expected time of arrival — ETA);
б) о готовности к грузовым операциям (notice of readness).
Их подают в сроки, оговоренные в чартере. Нотис о готовности судна к грузовым операциям определяет начало стояночного времени в порту.

Hosted by uCoz