М

Магазин.
Специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Магазин беспошлинной торговли (англ. Duty-free shop).
В РФ — таможенный режим; торговое предприятие для розничной продажи на таможенной территории РФ товаров, не облагаемых таможенными пошлинами. Магазины беспошлинной торговли организуются в местах, определяемых таможенными органами.

Магазин с комбинированным ассортиментом товаров.
Предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.

Магазин сниженных цен.
Розничное предприятие, торгующее стандартными товарами по более низким ценам за счет снижения нормы прибыли и увеличения объемов сбыта.

Магазин со смешанным ассортиментом товаров.
Предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.

Магазин товаров повседневного спроса.
Небольшой магазин:
— расположенный в непосредственной близости от жилого района;
— открытый допоздна все семь дней в неделю;
— предлагающий ограниченный ассортимент товаров повседневного спроса с высокой оборачиваемостью.

Магазин-демзал, торгующий по каталогам.
Розничное торговое предприятие, использующее принципы торговли по каталогам и принципы торговли по сниженным ценам для сбыта широкого ассортимента ходовых марочных товаров, обычно продающихся с высокой наценкой.

Макрологическая система.
Система управления, охватывающая производственные, снабженческо-сбытовые, торговые транспортные предприятия и организаций в регионе.

Макро-сегментирование.
Рассмотрим важнейшие критерии макро-сегментирования: масштаб организации, отрасль, которую она представляет, и её географическое местоположение.

Максимизации выбора потребителей.
Общественная цель маркетинга, согласно которой маркетинг должен обеспечить такое разнообразие товаров, чтобы потребители могли иметь возможность найти товары в точности удовлетворяющие их вкусы.

Максимизации степени удовлетворения потребителей.
Общественная цель маркетинга, согласно которой для маркетинга более важным является не простое увеличение потребления, а достижение роста степени удовлетворенности потребителей.

Максимизация качества жизни.
Общественная цель маркетинга, согласно которой маркетинг не только должен обеспечивать количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество культурной и физической среды обитания людей.

Максимизация потребления.
Общественная цель маркетинга, согласно которой маркетинг должен максимизировать уровень производства, уровень занятости и (следовательно) благосостояние общества.

Манипулятивные переговоры.
Тактика переговоров, заключающаяся в попытке достижения целей за счет другой стороны путем обмана, недобросовестных действий, использования личностных особенностей оппонента.

Манифест (англ. manifest).
Документ, содержащий перечень коносаментов и представляемый таможне, а также агентам и стивидорам в портах назначения. М, обычно включает след, данные: наименование судна, порт погрузки, номера коносаментов, наименование, масса, объем и кол-во груза по каждому коносаменту, наименование грузоотправителей и грузополучателей груза, маркировка груза, ставка и сумма фрахта и др.

Манко (англ. manko).
Недовес в товаре, недочет в кассовых суммах вследствие ошибок в записях или просчета кассира.

Марджин (англ. Margin).
Допустимое колебание количества груза в договоре морской перевозки. Например, 10 тыс. т ±10% по выбору судовладельца. Фрахтователь обязан предоставить груз в пределах этого количества по заявлению капитана по прибытии судна в порт погрузки.

Маржа (англ. margin).
Величина, выражающая разницу между двумя определенными показателями. В банке разница между процентными ставками по кредитам и вкладам. В маркетинге торговая наценка, устанавливаемая промышленными предприятиями па продукцию.

Маркетинг (англ. Marketing).
Философия управления, согласно которой разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов, ведет к успеху организации и приносит пользу обществу.
1) на уровне отдельных субъектов хозяйствования — система, ориентированная на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей посредством:
— планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов;
— определения цен;
— распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта.
2) в предпринимательском смысле — система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.
3) теория и практика принятия управленческих решений относительно формирования рыночно-продуктовой стратегии организации на основе исследования факторов внешней маркетинговой среды с целью реализации экономических интересов производителей и потребителей.
4) система организации производственно-сбытовой деятельности предприятия, в основе которой лежит комплексное изучение рынка, оценка и учет всех условий производства и сбыта продукции, товаров, услуг в ближайшее время и более отдаленной перспективе.
Основными элементами маркетинга выступают: маркетинговые исследования и сбор информации, планирование ассортимента продукции, реализация, реклама и стимулирование сбыта.
5) социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими.

Маркетинг логистических услуг.
Особенностью этого маркетинга является, как правило, наличие большого числа и разнообразия потребителей; необходимо учитывать, какой товар продается, кому и почему. Отсюда и характер требований на рынке к логистическому обслуживанию и затраты на него. Один из способов оценки логистического обслуживании основан на величине стоимости, на которую возрастает общая стоимость перевезенных или обработанных товаров.

Маркетинг организации.
Деятельность, предпринимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа организации. Обычно маркетингом организации занимаются подразделения по связям с общественностью.

Маркетинг по каталогам (англ. Catalog marketing).
Прямой маркетинг, осуществляемый посредством каталогов, рассылаемых выбранным клиентам или предоставляемых им в магазинах.

Маркетинг-менеджмент.
Управление маркетингом на различных уровнях рыночной экономики. Целенаправленная координация и формирование всех мероприятий фирмы, связанных с рыночной деятельностью на уровне предприятия, на уровне рынка и на уровне общества в целом.

Маркетинговая возможность фирмы.
Привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества.

Маркетинговая деятельность.
Деятельность, связанная с осуществлением функций маркетинга (маркетинговые исследования, организация маркетинга, сбыт, ценообразование, товарная политика, разработка стратегий и планов маркетинга, продвижение товара, маркетинговая разведка, бенчмаркинг и т.д.) с целью формирования и воспроизводства спроса и обеспечения прибыли фирмы.

Маркетинговая информационная система.
Система сбора, хранения и анализа маркетинговой информации, а так же способы ее регулярного планового распространения среди менеджеров в соответствии с их потребностями.

Маркетинговая коммуникация.
Элемент комплекса маркетинга, целью которого является обеспечение взаимосвязи с покупателями, посредниками и другими участниками рыночной деятельности, а также формирование спроса и стимулирования сбыта.

Маркетинговая логистика.
Деятельность по планированию, выполнению и контролю физического перемещения материалов, готовых изделий и относящейся к ним информации от места их производства к месту потребления с целью удовлетворения нужд потребителей и получения прибыли.

Маркетинговая ориентация.
Компании, ориентированные на маркетинг, сосредотачивают свое внимание на потребностях покупателей, которые служат основной движущей силой повышения эффективности работы таких организаций.

Маркетинговая система.
Совокупность социально-экономических образований (элементов) рыночного пространства (среды), каждое из которой обладает самостоятельностью и целостностью, находятся в непрерывном взаимодействии по поводу формирования и развития спроса на товары и услуги в целях получения прибыли. Включает такие элементы, как: фирма-продуцент, фирма-поставщик, фирма-конкурент, фирма-посредник, потребитель (рынок).

Маркетинговая среда фирмы.
Совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Маркетинговая среда складывается из микросреды и макросреды.

Маркетинговая стратегия (англ. Marketing strategy).
Элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Различают стратегию привлечения покупателей и стратегию продвижения продукта.

Маркетинговое исследование (англ. Marketing research).
Сбор и анализ данных, позволяющих получить информацию, необходимую для успешной разработки, производства и доведения до покупателя товаров и услуг, предоставляющих для него ценность.

Маркетинговое планирование.
Формальная процедура, направленная на рост сбыта и прибылей фирмы.

Маркетинговый PR.
Процесс планирования, исполнения и оценки программ, способствующих:
1) росту продаж и удовлетворению потребителей, через передачу достоверной информации и создание благоприятного имиджа компании;
2) идентификации ее продуктов с потребностями, желаниями и интересами потребителей.

Маркетинговый анализ (англ. Market analysis).
Изучение рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров.

Маркетинговый комплекс.
Схема тактического управления взаимоотношениями с потребителями, включающая такие аспекты, как товар, размещение, цену и продвижение (так называемый комплекс 4-Ps). Если речь идет о таких товарах, как услуги, к ним добавляются такие элементы, как процесс обслуживания, персонал и материальные свидетельства.

Маркетинг-статистика.
Вид профессиональной деятельности по сбору, обработке и анализу данных о состоянии и развитии систем маркетинга.

Маркировка (англ. Marking).
1) наносимое на упаковку грузового места условное обозначение, содержащее данные, необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю. Различают товарную, отправительскую, специальную и транспортную маркировки.
2) текст, условные обозначения и рисунки на упаковке и (или) грузе;
3) процесс нанесения текста, условных обозначений на упаковку и (или) груз.

Мастерство (англ. skill).
Результативное и умелое применение знаний для получения решений в некоторой предметной области.

Масштаб организации.
Для сегментирования рынков может использоваться такой показатель, как масштаб организации-покупателя. Крупные организации отличаются от средних и мелких организаций тем, что объемы заказываемой ими продукции, как правило, значительно больше, процедуры покупки и управления более формализованы, а выполняемые функции более специализированы. Кроме того, в их обслуживании возникают, например, такие нестандартные ситуации, как возможность использования ценовых скидок в связи с большими объемами закупаемой продукции. Из всего этого следует, что такие организации могут образовывать важные целевые рыночные сегменты. Наличие таких сегментов требует соответствующей адаптации стратегий формирования маркетингового комплекса. Например, работу торгового персонала компании можно организовать по принципу обслуживания основных клиентов, когда специализированная бригада таких работников обслуживает важнейшие отраслевые направления. В ценах на товары и услуги, возможно, придется заранее учесть практически неизбежную потребность в скидках для крупных оптовых покупателей, а торговый персонал должен в совершенстве овладеть искусством ведения переговоров и заключения торговых сделок.

Масштаб цен.
1) количество золота или серебра, принятое в стране за денежную единицу и ее кратные части.
2) средство выражения стоимости в денежных единицах.

Материалопоток.
Продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций и отнесенная к временному интервалу.

Материально-техническая база торговли.
Совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых предприятий, обеспечивающих процессы купли-продажи и товародвижения.

Материальный менеджмент.
Управление материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя.

Медиа.
1) средства распространения рекламы.
2) совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации.

Медиа-микс.
1) план комплексного использования различных средств распространения рекламы для проведения рекламной кампании.
2) содержание рекламной кампании.
3) выделение финансовых средств, ассигнованных на проведение мероприятий, входящих в план рекламной кампании.

Международная товарная номенклатура.
Список товаров, составленный в соответствии с определенной классификационной системой. В мировой торговле используются:
1) стандартная международная торговая классификация ООН (СМТК), созданная на базе Номенклатуры для классификации товаров по таможенным тарифам (БТН);
2) номенклатура гармонизированной системы (НГС).

Международная Торговая Палата (МТП) (International Chamber of Commerce (ICC)).
Институт международного экономического самоуправления. МТП основана в 1919 году, штаб-квартира МТП находится в Париже. МТП осуществляет свою деятельность через экспертные комиссии, подкомитеты и рабочие группы, решая вопросы, важные с точки зрения международного торгового сообщества. К таким вопросам относятся, например, определение международных коммерческих терминов, стандартизация средств платежа, Унифицированные Правила по Инкассо, Унифицированные Правила и Обычаи для Документарных Аккредитивов, Унифицированные Правила по Договорным Гарантиям, Правила об Арбитражном суде, а также вопросы конкуренции, иностранных инвестиций, перевозок.

Международная торговля (англ. World trade; World commerce; International trade).
Система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Международная ярмарка (англ. International fair).
Форма организации международного рынка с представлением образцов предлагаемых к продаже товаров. Международные ярмарки проводятся с целью заключения внешнеторговых контрактов.

Международные торги (англ. International tender; Internatiomal tender).
Конкурсная форма размещения на мировом рынке заказов на закупку определенных товаров или привлечения подрядчиков для сооружения комплектных объектов, обеспечивающая заказчику покупателю (заказчику) наиболее выгодные коммерческие условия поставок и выполнения работ.

Международные торговые термины 1953 г (англ. Incoterms 1953).
Толкование торговых терминов, принятых Международной торговой палатой.

Международный встречный товарообмен (англ. International countertrade).
В международной торговле — прямой или косвенный обмен одних товаров на другие товары, активизирующийся при нехватке иностранной валюты или жесткого валютного контроля.

Международный информационный обмен (англ. International information exchange).
По законодательству РФ — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу РФ.

Международный рынок.
Рынок покупателей за рубежами страны, включающий:
— зарубежных потребителей;
— зарубежных производителей;
— зарубежных промежуточных продавцов; и 
— зарубежные государственные учреждения.

Межотраслевая конкуренция (англ. Interindustry competition).
Конкуренция продукции, производимой предприятиями одной отрасли, с продукцией, производимой предприятиями других отраслей.

Мелкорозничная торговая сеть.
Торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.

Мена (англ. Exchange; Barter).
Договор, в силу которого между сторонами проводится обмен одного имущества на другое. В таком договоре каждый из участников мены одновременно является продавцом и покупателем.

Менеджер (англ. Manager).
Наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. К числу менеджеров относятся линейные и функциональные руководители организации или ее структурных подразделений.

Менеджеризм (англ. Managerism от англ. Manage — управлять).
Теория управления с современным производством. Практическая функция менеджеризма состоит в том, чтобы сосредоточить усилия на улучшении организации и управления современным крупным производством. Для этого изыскиваются новые формы организации производства и сбыта продукции. Характерная черта менеджеризма — тесная связь с конкретными эмпирическими исследованиями по организации и управлению.

Менеджерская сетка.
Система ключевых подходов к управлению, построенная на комбинации двух составляющих работы менеджера:
— отношения к производству;
— отношения к людям.

Менеджмент (англ. Management).
Управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Менеджмент логистического канала.
Управление работой канала распределения. Работа канала влияет на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конченому потребителю.

Менеджмент цепи поставок.
Деятельность по удовлетворению потребностей производства в материалах с максимально возможной эффективностью

Мертвый фрахт (англ. dead freight).
1) возмещаемый судовладельцу фрахтователем убыток за недогруз судна по чартеру против полного груза. Право на М. у судовладельца возникает как при недоиспользовании грузоподъемности судна, так и при недоиспользовании его грузовместимости.
2) провозная плата за недогруженное количество груза по сравнению с зафиксированным количеством в договоре морской перевозки.

Мерчандайзинг.
Составная часть маркетинга, деятельность, направленная на обеспечение максимально интенсивного продвижения товара на уровне розничной торговли. Стимулирование торговой деятельности, создание заинтересованности сбытовой сети в реализации товара. Подготовка к продаже товаров в розничной торговой сети: оформление торговых прилавков, витрин, размещение самого товара в торговом зале, представление сведений о товаре.

Метазнания (англ. metaknowledge).
Знания экспертной системы о том, как эта система работает или рассуждает. В более широком смысле - знания о знаниях.

Метаправило (англ. metarule).
Правило, описывающее, каким образом другие правила должны быть использованы или модифицированы.

Метод вывода (англ. inference engine).
Методы, используемые в механизме вывода для доступа к предметным знаниям, например прямая или обратная цепочка вывода.

Методы, ориентированные на объекты (англ. object-oriented methods).
Методы программирования, основанные на использовании элементов, называемых объектами, которые общаются друг с другом посредством сообщений.

Методы, основанные на правилах (англ. rule-based methods).
Методы программирования, использующие правила вида ЕСЛИ -ТО, чтобы реализовать прямые и обратные цепочки рассуждений.

Методы, ориентированные на процедуры (англ. procedure-oriented methods).
Методы программирования, использующие вложенные подпрограммы для организации программы и управления ее выполнением.

Методы, основанные на логике (англ. logic-based methods).
Методы программирования, использующие исчисление предикатов для структурирования программы и управления ее выполнением. Методы, ориентированные на доступ (англ. access-oriented methods).
Методы программирования, основанные на использовании датчиков, включающих новые вычисления при изменении или считывании данных.

Методы, основанные на фреймах (англ. frame-based methods).
Методы программирования, использующие иерархию фреймов для построения механизмов наследования свойств и прикрепления процедур.

Метод покупательской реакции.
Изучение мнения покупателей относительно товара. Например, покупателям задают вопрос, стали бы они покупать данный товар при изменении его цены.

Методы планирования (англ. Planning methods).
Совокупность приемов и способов, используемых для расчета плановых показателей и плана в целом.

Методы продажи товаров.
Совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс продажи товаров.

Механизм вывода (англ. inference engine).
Та часть экспертной системы, в которой содержатся общие знания о схеме управления решением задач.

Механизм объяснения (англ. explanation facility).
Часть экспертной системы, которая объясняет, каким образом были получены решения, и обосновывает действия, предпринятые для их получения.

Мешок.
Транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной. Горловина у мешка может быть открытой или закрытой.

Микрологическая система.
Система управления, охватывающая внутрипроизводственную логистическую деятельность фирмы, связанную с интеграцией подготовки и планирования производства со сбытом, снабжением, транспортно-складским и погрузо-разгрузочными работами.

Микро-сегментирование.
1) сегментирование рынков организаций на основе таких факторов, как критерии выбора, которыми руководствуются потребители, структура центра принятия решений, процесс принятия решений, категория покупок, организация покупок и организационное новаторство. Зачастую рынки организаций сначала группируются путем формирования макросегментов, а затем с помощью микро-сегментирования определяются более точные подсегменты.
2) иногда бывает полезно разделить каждый макро-сегмент на более мелкие микро-сегменты. Основой для такого деления могут быть критерии выбора, которыми руководствуется покупатель, структура звена принятия решений, процесс принятия решений, класс покупок, организация покупок и организационное новаторство.

Минимальная прибыль (англ. Marginal profit).
Наименьшее значение прибыли, необходимое для сохранения предприятия.

Мировой рынок (англ. World market).
Система устойчивых товарно-денежных отношений между странами, связанными между собой участием в международном разделении труда.

Множественные линии рассуждений (англ. multiple lines of reasoning).
Метод получения решения, при котором используется ограниченное число (возможно, не зависящих друг от друга) разных подходов к решению задачи.

Моделирование деловой беседы.
Построение ожидаемой схемы проведения деловой беседы. Моделирование деловой беседы подразумевает:
— определение цели беседы;
— информационную подготовку;
— формулировку понятий и суждений;
— последовательность и содержание аргументации;
— возможную реакцию другой стороны на суждения и аргументацию.

Монополистические действия и ограничение конкуренции.
В уголовном праве РФ — преступление в сфере экономической деятельности, объективную сторону которого составляют:
— монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен;
— ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

Монопольная цена (англ. Monopoly price).
Рыночная цена, устанавливаемая производителем-монополистом на уровне, обеспечивающим:
1) либо сверхприбыль;
2) либо конкурентные преимущества для борьбы за рынки сбыта (демпинг).

Мораторий (англ. Moratorium).
Ограничение или временное приостановление коммерческой деятельности предприятия компетентными органами.

Мореходность судна (англ. Seaworthiness).
1) означает, что судно должно быть водонепроницаемым, надежным, крепким и во всех отношениях снаряженным для данного рейса.
2) техническая пригодность судна к плаванию.

Мошенническое ценообразование.
Привлечение покупателей ценами более низкими, чем есть на самом деле.

Муда.
Неоправданные издержки в логистике вследствие недогруза машин, неоправданного расхода топлива, неправильного распределения материальных потоков на складе, содержания штатного состава сотрудников склада для обеспечения пиков продаж и т. д.

Мультимодальные перевозки.
Комбинированные, смешанные перевозки товаров с использованием различных видов транспорта вне единой грузовой единицы или единого транспортного средства. Пример: отправитель > погрузка на автомобиль > склад > перегрузка на судно > склад > погрузка на автомобиль > получатель. (Плужников К.И. Транспортное экспедирование. М.: РосКонсулът, 1999.)

Мура.
Затраты, возникающие из-за неравномерности проведения отгрузки товара и выполнения работы. В данном случае необходимо бороться с менеджерами, которые<закрывают месяц>, что ведет к возникновению в этот период большого количества отгрузок.

Мури.
Оплата переработок складских сотрудников. Данный вид издержек появляется, когда объем отгружаемого товара больше запланированного под определенное по штатному расписанию количество складских работников. В такой ситуации нужно бороться с перегрузками в работе склада. погрузка на автомобиль > склад > перегрузка на судно > склад > погрузка на автомобиль > получатель. (Плужников К.И. Транспортное экспедирование. М.: РосКонсулът, 1999.)

Hosted by uCoz