P

Рабат (англ. Rabat).
Скидка с цены товара при его закупке большими партиями

Рабочий люк (англ. Workable hatch).
Люк, через который можно беспрепятственно производить грузовые операции.

Равновесная цена (англ. Equilibrium price).
Цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить.
При равновесной цене:
— цена, при которой спрос и предложение равны;
— цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
— цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
На графике спроса и предложения равновесная цена определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения.

Развитие рынка.
Перенос уже продающейся на одних рынках продукции на другие.

Развозная торговля.
Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством.

Размещение (англ. allocation, distribution).
Выбор каналов сбыта, расположения торговых точек и методов транспортировки продукции.

Разносная торговля.
Розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице.

Разработка стратегии маркетинга.
Создание предварительной стратегии маркетинга на основе одобренного замысла товара.

Разъяснительно-пропагандистская реклама.
Рекламная деятельность по разъяснению и отстаиванию какой-либо конкретной идеи. Обычно разъяснительно-пропагандистская реклама выполняет роль промежуточной рекламы, предваряя непосредственное рекламирование того или иного товара.

Район охвата обслуживания.
Район, в пределах которого владелец магазина может рассчитывать на спрос населения.

Рампа.
Сооружение, предназначенное для производства погрузо-разгрузочных работ. Рампа одной стороной примыкает к стене склада, а другой располагается вдоль железнодорожного пути (железнодорожная рампа) или автоподъезда (автомобильная рампа).

Распределение на правах исключительности (англ. Exclusive distribution).
Предоставление ограниченному числу дилеров исключительного права на продажу товаров в границах своих сбытовых зон.

Распространение образцов (англ. Sampling).
Предложение образцов товара потребителям бесплатно или на пробу. Образцы могут рассылаться по почте, разноситься в каждую дверь , раздаваться в магазине и т.п. Распространение образцов считается самым эффективным и самым дорогим способом представления нового товара.

Распространение вероятности (англ. probability propagation).
Изменение вероятностей в узлах сети вывода с целью учесть влияние новой информации о вероятности в каком-нибудь конкретном узле.

Расходы на смену поставщика.
Издержки, которые несет организация-покупатель при смене поставщика.

Расходы на творческий персонал (англ. Above-the-line cost).
Бухгалтерский термин, используемый в производственных компаниях для обозначения расходов на оплату труда продюсера, режиссера, состава исполнителей и сценариста, занятых в производстве конкретной коммерческой рекламы. Эти расходы включают затраты на нетехнический персонал и создание по заказам промышленных предприятий таких произведений художественного творчества, как предметы живописи или графики.

Расчеты по товарным операциям.
Безналичные расчеты за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Расчеты по товарным операциям осуществляются расчетными документами.

Расширение границ рынка (англ. expansion jf borders jf the market).
Попытки фирмы увеличить сбыт за счет внедрения ныне существующих товаров на новые рынки.

Реализация продукции (англ. Realization of products; Sales of products от лат. Realis — вещественный).
Продажа произведенных или перепродаваемых товаров и услуг, сопровождающаяся получением денежной выручки.

Реальная задача (англ. real-world problem).
Сложная практическая задача, решение которой полезно и в некотором смысле оправдывает затраты на его получение.

Ревизия маркетинга.
Комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды, задач, стратегий и оперативной деятельности фирмы с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы.

Региональные рынки (англ. region market).
Рынки отдельного региона, отличающиеся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров.

Регистрация товарного знака.
По законодательству РФ — процедура получения свидетельства о регистрации товарного знака. Регистрация дает владельцу товарного знака исключительное право пользования этим знаком. Для получения свидетельства заявителю необходимо подать заявку в Государственное патентное ведомство РФ. Заявка должна относится к одному товарному знаку и содержать: — заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака;
— заявляемое обозначение и его описание;
— перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.

Регресс (англ. regress).
Право фактора осуществлять обратную переуступку денежного требования поставщику и востребовать с него сумму авансового платежа при неоплате поставки соответствующим покупателем по истечении определенного срока. Этот срок, как правило, значительно превышает период отсрочки платежа по договору поставки.

Регрессивная интеграция.
Приобретение фирмой во владение или установление более жесткого контроля системы своего снабжения.

Регулирование внешней торговли (англ. Trade controls).
Меры государственного регулирования, направленные на сокращение импорта и расширение экспорта с целью ликвидации дефицита платежного баланса. Регулирование внешней торговли выражается в форме введения пошлин, экспортных субсидий, импортных квот и т.п.

Резиденты (англ. residents).
Иностранные граждане, лица без гражданства, юридические или физические лица, имеющие постоянное местожительство (местопребывание) в данной стране. На Р. в распространяются режимы налогообложения и законодательного регулирования, принятые в данной стране.

Реимпорт (англ. reimport).
1) обратный ввоз из-за границы непроданных и не подвергшихся там обработке отечественных товаров. Не включает возврат из-за границы товаров, поставленных туда на условиях временного вывоза или аренды;
2) таможенный режим, при котором товары, вывезенные с таможенной территории страны в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Реимпортные операции.
Коммерческая деятельность, направленная на ввоз из-за границы ранее экспортированных туда отечественных товаров.

Рейс.
Транспортный процесс перевозки грузов или пассажиров за определенный промежуток времени между географическими пунктами или районами.

Рек-джобинг (англ. reek-jobbing).
Договор, по которому крупный торговый центр, универмаг, супермаркет предоставляют место в аренду предпринимателю внутри своего помещения.

Реклама (англ. Advertising; Advertisment фр. Reclame от лат. Reclame — выкрикиваю).
1) публичное оповещение фирмой потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы.
2) форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг на язык нужд и потребностей покупателей. Реклама товаров предполагает использование специфических художественных, технических и психологических приемов с целью формирования и стимулирования спроса и продаж.
3) любая оплачиваемая форма неличного представления и продвижения идей или товаров в основных средствах массовой информации, т.е. на радио и телевидении, в прессе, рекламных плакатах, кино, а также с использованием сети Интернет и прямого маркетинга.

Реклама в e-mail (англ. E-mail based advertising).
Реклама в тематических списках рассылки. Реклама в e-mail напрямую достигает конкретной группы пользователей. Помимо списков рассылки реклама в e-mail использует:
— дискуссионные листы и конференции;
— индивидуальные письма;
— спам;
URL-minders

Реклама в коммерческой прессе (англ. Trade advertising).
Реклама, нацеленная на дистрибьюторов товаров или услуг. Обычно такая реклама дешевле потребительской рекламы.

Реклама в местах продажи.
Разновидность рекламы, которую можно разделить на два вида: витрины магазинов и внутримагазинные экспозиции на прилавках, стеллажах.

Реклама марки.
Рекламная деятельность с целью долговременного выделения, запоминания конкретной товарной или торговой марки.

Реклама на индивидуального потребителя.
Вид рекламы, используемой производителями, чтобы донести свое обращение до индивидуального потребителя и воздействовать на него в отношении товаров личного потребления или товаров домашнего обихода. Обычно реклама на индивидуального потребителя реализуется через прямую почтовую рассылку.

Реклама на сферу торговли.
Разновидность рекламы, адресованной розничным и оптовым продавцам, которая осуществляется с помощью прямой почтовой рассылки, а также в специализированных журналах.

Реклама на транспорте.
Разновидность рекламы, достигающей людей, которые пользуются общественным транспортом. Различают три вида рекламы на транспорте:
— внутрисалонные рекламные планшеты, постеры в общественном транспорте;
— наружные рекламные планшеты, размещаемые на задней, передней частях, а также на боковых сторонах транспортных средств;
— станционные плакаты, размещаемые на станциях, остановках общественного транспорта и вокруг них.

Реклама типа товара (англ. Generic advertising).
Реклама вида изделий или услуг.

Рекламация (англ. reclamation).
Претензия предъявляемая потребителем (грузополучателем) к поставщику (грузоотправителю, перевозчику) в связи с несоответствием качества или количества поставляемого товара условиям договора. Р. Должна содержать наименование товара, основания к претензии и конкретные требования по ее урегулированию. К Р. Прикладываются все необходимые документы (в т.ч. перевозочные документы). Р. Должна быть оформлена и представлена в установленные сроки.

Рекламная аудитория (англ. Advertising audience).
Общее число лиц, которые могут увидеть (услышать, прочитать и т.п.) определенное рекламное сообщение, переданное конкретным источником информации.

Рекламная кампания (англ. Advertising campaign).
Реализация комплекса спланированных рекламных мероприятий, рассчитанных на определенный период времени, район действий, рынок, круг лиц.

Рекламная пирамида.
Сочетание основных типов потребительской аудитории, ее готовности приобретать рекламируемый товар. По мере возрастания готовности аудитории выделяют следующие стадии: незнание, осведомленность, знание, благорасположение, предпочтение, покупка, повторная покупка.

Рекламная читательская аудитория (англ. Advertising readership).
Потребители рекламной информации, публикуемой в печатных органах массовой информации.

Рекламное агентство (англ. Advertising agency).
Рекламопроизводитель;
— профессиональная организация;
— планирующая рекламные компании;
— производящая рекламу на заказ;
— размещающая рекламу.

Рекламное ателье.
Небольшое рекламное агентство, оказывающее услуги преимущественно творческого, интеллектуального характера.

Рекламное резюме (англ. Advertising brief).
Соглашение между рекламным агентством и рекламодателем о целях рекламной кампании. После согласования рекламного резюме агентство самостоятельно подготавливает технические средства рекламного воздействия и оценивает их стоимость, а также составляет план распространения рекламы.

Рекламные мероприятия.
Показы, выставки, дегустации и т.д.

Рекламные расценки (англ. Advertising rates).
Базовые расценки, по которым рекламное агентство взимает плату за свои услуги.

Рекламные сувениры.
Реклама с помощью мелких бесплатных сувениров, содержащих информацию о рекламодателе и рекламируемом товаре.

Рекламные услуги.
Услуги по рекламированию товаров. Рекламные услуги включают:
— рекламу через печатные издания и средства вещания;
— наружную рекламу;
— рекламу на транспорте, в местах продажи;
— спонсорство при проведении культурно-зрелищных и спортивных мероприятий.

Рекламный бюджет.
Смета ассигнований, расходов на рекламную деятельность.

Рекламный материал.
Каталоги, проспекты, брошюры, плакаты и др. печатные материалы, а также незначительные по стоимости предметы, явно носящие рекламный характер.

Рекламодатель.
Заказчик рекламы. В роли рекламодателя могут выступать производители, розничные и оптовые продавцы, фирмы услуг, дистрибьюторы, государственные и общественные органы, частные лица и т.д.

Рекламопроизводитель.
В РФ — юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

Рекламораспространитель.
В РФ — юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и/или распространение рекламной информации путем предоставления и/или использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.

Рекомендуемая розничная цена (англ. Recommended retail price).
Цена, рекомендуемая торговле производителями в качестве ориентировочной розничной цены их товаров.

Реконсигнация (англ. reconsignment).
Передача права на получение принятого к перевозке груза другому грузополучателю, отличному от первоначально указанного в договоре перевозки или перевозочных документах.

Рендж (англ. Range).
Отрезок береговой полосы между определенными портами.

Рентабельность продаж (англ. Sales margin; Sales profitability).
1) отношение прибыли от реализации продукции (операционной прибыли) к объему продаж за определенный период.
2) отношение чистой прибыли предприятия к чистому объему продаж; показатель операционной эффективности компании.

Рентабельный запас.
Сумма наличного запаса и заказанных, но еще не полученных товаров за вычетом проданных, но еще не доставленных заказчику, на которые распространяется риск, связанный с падением цены и рыночной невостребованностью.

Рентабельный межзаказный интервал (EOI).
Интервал между заказами, который минимизирует общие инвентаризационные затраты, при заданном наборе условий, полученных с помощью анализа продаж, основанного на сравнении стоимости размещения заказа с расходами на содержание складского запаса.

Рентабельный объем заказа (EOQ).
В системах с фиксированным количеством заказов объем заказа, который минимизирует общие инвентаризационные затраты, при заданном наборе условий, полученных на основе анализа продаж, и сравнении стоимости размещения заказа с расходами на содержание складского запаса.

Репликационная система (англ. replication — копирование; дублирование; повторение, тиражирование, размножение).
Копирование, тиражирование и работа с системами управления базами данных (СУБД) в компаниях с большим количеством филиалов для оперативного получения всей информации о бизнес-процессах.

Республиканский товарный рынок.
Сфера обращения товара в границах республики, государства.

Рефакция.
Скидка с цены или с веса товара, предоставляемая продавцом при заключении торговой сделки в случае обнаружения несоответствия качества, недостачи товара или его порчи.

Рефрижератор.
Транспортное средство с холодильной установкой (автомобиль, поезд, судно) для перевозки скоропортящихся грузов.

Реэкспорт (англ. reexport).
1) вывоз из страны ранее импортированных в нее товаров, чаще всего сырьевых, для перепродажи другим странам. Товары могут реэкспортироваться как в неизменном виде, так и после незначительной обработки, например переупаковки, сортировки, исключающей их переработку. Различают Р. с завозом в страну (прямой Р.) и без завоза в страну (косвенный Р.), когда закупленные за границей товары отправляются непосредственно в третьи страны;
2) таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию страны, не должны быть на ней выпущены в свободное обращение. При несоблюдении этого условия режим Р. не применяется. Если товары заявляются таможенному органу в качестве предназначенных только для Р., то при их ввозе на таможенную территорию ввозные пошлины, налоги не взимаются и меры эк ономической политики не применяются. При вывозе этих товаров с таможенной территории страны ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются или возвращаются и меры экономической политики не применяются.

Реэкспортные операции.
Коммерческая деятельность, связанная с вывозом за границу ранее ввезенного в страну товара, который в реэкспортирующей стране не подвергался переработки. К реэкспортным операциям также относится отгрузка товара в другую страну без завоза в страну экспортера.

Риверсибл (англ. Reversible).
Взаимно обратимый счет. Означает, что расчет за использованные дни на погрузку и выгрузку производится не в каждом порту отдельно, а вкруговую по портам погрузки и выгрузки. Таким образом, штрафные дни в одном из портов могут быть перекрыты досрочным окончанием работы в другом порту.

Ринг (англ. Ring).
Форма недобросовестной конкуренции; кратковременное соглашение предпринимателей о скупке определенного товара и его задержании на складах с целью взвинчивания цен и получения монопольной прибыли.

Риск-менеджмент
Оценка риска. Совокупность понятий:
-оценка опасностей, которым может быть подвержен риск;
-степень и вероятность причинения ущерба в результате воздействия этих опасностей;
-определение наиболее рационального и глобального страхового покрытия для данного объекта страхования и условий осуществления такого страхования, в т.ч. экономически обоснованных ставок и т.д.

Робастность (англ. robustness).
Способность решателя задач лишь постепенно снижать качество своей работы по мере приближения к границам области компетентности или допустимой надежности данных.

Розничная торговая сеть.
Торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.

Розничная торговля (англ. Retail trade).
Торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Розничная торговля — заключительный этап канала товародвижения.

Розничная франшиза (англ. Retail franchise).
Контрактное соглашение между производителем товаров и розничными предприятиями, дающее право последним осуществлять свою хозяйственную деятельность под торговой маркой производителя.

Розничная цена (англ. Retail price).
Цена, по которой продукция реализуется мелкими партиями индивидуальным потребителем. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учетом ситуации на рынке. Обычно розничные цены выше оптовых. Розничная цена — согласно ГОСТ Р 51303-99 — цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи.

Розничный конгломерат.
Объединение несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления.

Розничный товарооборот.
Объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования. В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров.

Розыгрыш.
Вид стимулирования покупателей, при котором делается упор на развлекательность и возможность получения выигрыша. Различают:
— мгновенные розыгрыши в местах продаж;
— отложенные розыгрыши, ориентированные на формирование постоянного круга потребителей.

Российские участники внешнеторговой деятельности.
По законодательству РФ — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Ротация (англ. Rotation).
Выражение в чартерах «в географической ротации» означает, что судно, будучи направлено в несколько портов из числа указанных в чартере, должно посещать их в географической последовательности.

ROT (англ. Rehabilitate-Own-Transfer).
Передача объекта инфраструктуры, находящегося в государственной собственности, в частные руки при условии его модернизации и последующей эксплуатации.

Рубашка-штендер.
Два небольших рекламных щита, которые носит по улице на спине и на груди человек и раздает при этом листовки.

Рубричная реклама.
Текстовые объявления, оплачиваемые построчно: объявления частных лиц в газетах и т.д.

Руководство (англ. Guideness; Leadercship; Management).
Осуществление ответственного и квалифицированного управления в коллективе, организации, на предприятии.

Рынок (англ. Market).
Организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи Согласно ГОСТ Р 51303-99.

Рынок потребительских товаров (англ. Consumer goods markets).
Сфера купли-продажи потребительских товаров индивидуального назначения: продовольствия, одежды, бытовой техники и др.

Рынок промежуточных продавцов.
В биржевой торговле — форма организации рынков биржевых товаров, отличительными чертами которой являются:
— наличие многочисленных участников торговли, в том числе мелких, средних, крупных торговых фирм;
— свободное ценообразование, базирующееся на открытой конкуренции всех продавцов и покупателей;
— торговля на основе типовых контрактов;
— значительная роль ассоциаций торговцев.

Рынок реального товара (англ. Real goods market).
Рынок, на котором ведется торговля реальным товаром, заключаются сделки с немедленной поставкой или с поставкой на срок.

Рынок сбыта (англ. Sale market).
В широком смысле — любое экономическое пространство для предложения товаров и услуг, являющееся конечной целью хозяйственной деятельности предприятия.

Рынок услуг (англ. Service market).
Ссфера обращения или совокупность актов купли-продажи различных видов деятельности, удовлетворяющие потребности отдельного человека, группы людей, организаций. Различают материальные и нематериальные услуги.

Рыночная капитализация (англ. Market capitalization).
1) стоимость ценной бумаги, установленная котировкой на фондовой бирже.
2) капитал, который необходимо предъявить на бирже для приобретения ценных бумаг.
Различают капитализацию одной акции и капитализацию всей акционерной компании.

Рыночная позиция компании (англ. Market position).
Позиция предприятия на рынке по отношению к его конкурентам.

Рыночная стоимость активов (англ. Market value).
Цена основных фондов, по которой их можно реально продать, в отличие от балансовой стоимости.

Рыночная стоимость компании (англ. Market value of firm).
Рыночная стоимость собственного капитала и обязательств компании

Рыночная цена (англ. Market price).
Средняя цена, по которой можно приобрести товар на определенном рынке или средняя цена осуществления сделок по определенному товару в конкретный период времени.

Рыночные фонды (англ. Market funds).
Совокупность товаров, предлагаемых населению на внутреннем рынке для личного потребления

Рыночный дисконт.
Скидка с установленной ранее цены товара, предоставляемая одному или группе покупателей.

Рядовые дни (англ. Running days).
При исчислении сроков погрузки и выгрузки судна иногда обусловливается, что фрахтователем засчитываются в сталийный срок все дни подряд, не исключая ни праздничных, ни погожих дней.

Hosted by uCoz